Речь, как вы поняли, сегодня пойдет о соматических проявлениях панических состояний.
Ведущая эмоция –
СТРАХ.
Работали методом эмоционально-образной терапии.
Бессознательное общается с нами на языке образов, раскрывая свои секреты. Главное, чтобы образы соотносились с проблемой и тогда они через механизм ассоциаций расскажут о психологической проблеме в основе.
Я попросила Елизавету представить образ того, на что больше всего похожи ощущения в теле. Я всегда прошу представить спонтанный образ, не подвергая его логической корректировке.
Лиза сказала, что ей представился образ чёрного колючего ежа, у которого колючки как волосы дыбом торчали во все стороны, отражая страх.
Я попросила идентифицироваться с этим образом, по сути, со своей напуганной частью, и оттуда рассказать про состояние.
Лиза сказала:
«Я здесь чувствую только одно – страх, мне очень плохо, сильно болит кожа – её что-то сжигает. Я знаю, что погибну, уже погибаю. Люди очень злые, а я слишком добрый, чтобы выжить среди них, я горю в их злобе. Я хочу, чтобы вокруг не было людей. Пусть будет пустое поле. Когда никого нет, становится легко и спокойно».Яркая эмоциональная получилась обратная связь, не так ли?. Надо было понять, о чём через этот образ бессознательное пыталось нам рассказать, что за страдание от людской злости застряло у Лизы внутри.
- Лиза, это про что? – Спросила я. – Есть идеи?
- Время после войны, - ответила Лиза, вздохнув, - эта картинка не выходит у меня из головы, сначала подумала, что это случайность. Не пойму почему война, это очень странно, но эти слова ассоциируются именно с великой отечественной войной. Я как будто в поле после войны, наступило затишье, все разрушено, скоро постепенно начнет восстанавливаться. И тишина.
И тут Лиза заплакала.
- Как же много людей погибло в войну, - сквозь слезы сказала она, - у мамы расстреляли всю семью, представляете, с маленькими детьми. Но один эпизод, о котором рассказывала мама, вообще жуткий. В процессе этого массового расстрела прибежал маленький мальчик и протянул фашисту яичко. Добрый светлый мальчик, который хотел поделиться своей добротой. Но немец выстрелил. Представляете? Он его расстрелял. Какая огромная любовь была у этого мальчика, а с ней так обошлись.
У Лизы текли слезы. Видно было, как прочно эта рассказанная мамой история запечатлелась раной в душе Лизы и сейчас вырывалась из неё сильной болью.
- Лиза, похоже, тот ёж, который олицетворял ваши симптомы, говорил голосом этого мальчика про злых людей. Мамин рассказ сильно отпечатался в вашем сердце? Что вы чувствуете?
- Я чувствую жалость к этому мальчику. Хочется помочь, но это невозможно.
- Лиза, рассмотрите, кто внутри вас жалеет его и хочет ему помочь? Как выглядит эта часть – представьте так же спонтанно.
Елизавета на секунду задумалась и сказала:
- Эта маленькая мышка, которая бегает вокруг мальчика. Но она настолько маленькая, что не может помочь.
- Похоже, эта ваша маленькая детская часть. И она когда-то была обесценена. – Сказала я. - Как мы относимся к мышкам, когда видим их? Этих малышей легко убивают, прогоняют, кричат, бросают на опыты, не замечая живое в них. Поэтому бессознательное часто ассоциирует с мышами обесцененные части личности. И эта ваша часть когда-то сама боялась смерти, все мышки бояться.
Лиза кивнула и рассказывала, что её мама сомневалась,
нужен ли ей ребенок, когда была беременна Лизой, и думала об аборте.
— Вот видимо там, на совсем ранних этапах развития и возник страх. А позже рассказ мамы этот страх усилил – вы идентифицировались с этим мальчиком, которого не пожалели злые взрослые. Очевидно, что в вашей помощи нуждается не тот мальчик, а эта мышка – маленькая девочка, которая спасает мальчика вместо того, чтобы самой попросить о помощи. Задумайтесь. С ее обесцененной точки зрения просить было бесполезно. Но сейчас все изменилось, её взрослый – это не мама, а вы сами. Посмотрите на неё, что вы к ней чувствуете и готовы ли вы ей помочь? А образ мальчика пришло время отпустить в свет – в дальнейшее движение его души.
- Да, конечно, - сказала удивленная Лиза, - я готова помочь, я ее просто не видела.
В образе застреленного мальчика отразился страх Лизы за свою жизнь.
Это дикая история, она не может не трогать, но дело было в другом. Лиза когда-то боялась умереть и не могла этого осознать, страх был потерян в недрах бессознательного. Однажды он отразился в образе убитого мальчика и связался с его историей. А во взрослой жизни он проявился скорее всего под действием какого-то триггера, реального повода для панических атак нет - в сознание прорывается что-то вытесненное в прошлом.
К слову, мама же тоже запомнила и передала этот рассказ маленькой дочери не зря. Это был не её опыт. Страдала бабушка, которая спаслась при том расстреле, заваленная трупами. Это страдание «доброго ребенка» от «злости взрослого» было опытом в семейной системе, из которого в системе не видели выхода и передавали своим детям.
Пришло время это исцелять.