Панические атаки:
вытесненные страхи
(живая практика исцеления)

Ко мне обращается женщина (Елизавета) с приступами тревоги, страха за здоровье: «мне очень плохо - непонятное состояние, в теле жжение, спазмы в разных местах, проблемы с сердцем, дыханием, треморы».
Врачи не нашли проблем с сердцем и порекомендовали обратиться к психологу.

Мой взгляд на симптомы вы знаете:
Если мы тело не травили, физически не травмировали, оно меняться не будет - зачем, для этого должна быть причина и у человека она чаще всего сводится к психическим страданиям.

Не все разделяют психосоматические взгляды, но я ежедневно вижу, как симптом болезни проявляет внутренний глубинный конфликт человека и одновременно предлагает для него ассоциативное символическое решение. Лучше бы он этого не делал, но тут как посмотреть – зато теперь я больше не могу игнорировать что-то важное внутри.

Прим.: Я про это всё подробно рассказываю на Базовом курсе, предлагая пошаговый план для самостоятельной психосоматической работы со своими симптомами. Если есть интерес, присоединяйтесь, когда будет очередной поток.
В таких статьях я демонстрирую возможности наших внутренних трансформаций.


Всегда благодарна людям за желание поделиться с другими своим процессом исцеления, потому что статья вроде про одного, а срабатывает для многих.

Спасибо!!

Вот, например, один из многих отзывов по типу: «прочитала статью – прошёл симптом»:

В случае Елизаветы показания к психологическому исследованию были прямые – «мне плохо, но врачи ничего не находят».
С такими жалобами вас и 100 лет назад в Чикагской клинике Франца Александера отправили бы прежде всего к психотерапевту.

Исследовательская часть
Речь, как вы поняли, сегодня пойдет о соматических проявлениях панических состояний.
Ведущая эмоция – СТРАХ.
Работали методом эмоционально-образной терапии.

Бессознательное общается с нами на языке образов, раскрывая свои секреты. Главное, чтобы образы соотносились с проблемой и тогда они через механизм ассоциаций расскажут о психологической проблеме в основе.
Я попросила Елизавету представить образ того, на что больше всего похожи ощущения в теле. Я всегда прошу представить спонтанный образ, не подвергая его логической корректировке.

Лиза сказала, что ей представился образ чёрного колючего ежа, у которого колючки как волосы дыбом торчали во все стороны, отражая страх.
Я попросила идентифицироваться с этим образом, по сути, со своей напуганной частью, и оттуда рассказать про состояние.
Лиза сказала:
«Я здесь чувствую только одно – страх, мне очень плохо, сильно болит кожа – её что-то сжигает. Я знаю, что погибну, уже погибаю. Люди очень злые, а я слишком добрый, чтобы выжить среди них, я горю в их злобе. Я хочу, чтобы вокруг не было людей. Пусть будет пустое поле. Когда никого нет, становится легко и спокойно».

Яркая эмоциональная получилась обратная связь, не так ли?. Надо было понять, о чём через этот образ бессознательное пыталось нам рассказать, что за страдание от людской злости застряло у Лизы внутри.

- Лиза, это про что? – Спросила я. – Есть идеи?

- Время после войны, - ответила Лиза, вздохнув, - эта картинка не выходит у меня из головы, сначала подумала, что это случайность. Не пойму почему война, это очень странно, но эти слова ассоциируются именно с великой отечественной войной. Я как будто в поле после войны, наступило затишье, все разрушено, скоро постепенно начнет восстанавливаться. И тишина.

И тут Лиза заплакала.

- Как же много людей погибло в войну, - сквозь слезы сказала она, - у мамы расстреляли всю семью, представляете, с маленькими детьми. Но один эпизод, о котором рассказывала мама, вообще жуткий. В процессе этого массового расстрела прибежал маленький мальчик и протянул фашисту яичко. Добрый светлый мальчик, который хотел поделиться своей добротой. Но немец выстрелил. Представляете? Он его расстрелял. Какая огромная любовь была у этого мальчика, а с ней так обошлись.

У Лизы текли слезы. Видно было, как прочно эта рассказанная мамой история запечатлелась раной в душе Лизы и сейчас вырывалась из неё сильной болью.

- Лиза, похоже, тот ёж, который олицетворял ваши симптомы, говорил голосом этого мальчика про злых людей. Мамин рассказ сильно отпечатался в вашем сердце? Что вы чувствуете?

- Я чувствую жалость к этому мальчику. Хочется помочь, но это невозможно.

- Лиза, рассмотрите, кто внутри вас жалеет его и хочет ему помочь? Как выглядит эта часть – представьте так же спонтанно.

Елизавета на секунду задумалась и сказала:

- Эта маленькая мышка, которая бегает вокруг мальчика. Но она настолько маленькая, что не может помочь.

- Похоже, эта ваша маленькая детская часть. И она когда-то была обесценена. – Сказала я. - Как мы относимся к мышкам, когда видим их? Этих малышей легко убивают, прогоняют, кричат, бросают на опыты, не замечая живое в них. Поэтому бессознательное часто ассоциирует с мышами обесцененные части личности. И эта ваша часть когда-то сама боялась смерти, все мышки бояться.

Лиза кивнула и рассказывала, что её мама сомневалась,

нужен ли ей ребенок, когда была беременна Лизой, и думала об аборте.


— Вот видимо там, на совсем ранних этапах развития и возник страх. А позже рассказ мамы этот страх усилил – вы идентифицировались с этим мальчиком, которого не пожалели злые взрослые. Очевидно, что в вашей помощи нуждается не тот мальчик, а эта мышка – маленькая девочка, которая спасает мальчика вместо того, чтобы самой попросить о помощи. Задумайтесь. С ее обесцененной точки зрения просить было бесполезно. Но сейчас все изменилось, её взрослый – это не мама, а вы сами. Посмотрите на неё, что вы к ней чувствуете и готовы ли вы ей помочь? А образ мальчика пришло время отпустить в свет – в дальнейшее движение его души.

- Да, конечно, - сказала удивленная Лиза, - я готова помочь, я ее просто не видела.

В образе застреленного мальчика отразился страх Лизы за свою жизнь.
Это дикая история, она не может не трогать, но дело было в другом. Лиза когда-то боялась умереть и не могла этого осознать, страх был потерян в недрах бессознательного. Однажды он отразился в образе убитого мальчика и связался с его историей. А во взрослой жизни он проявился скорее всего под действием какого-то триггера, реального повода для панических атак нет - в сознание прорывается что-то вытесненное в прошлом.

К слову, мама же тоже запомнила и передала этот рассказ маленькой дочери не зря. Это был не её опыт. Страдала бабушка, которая спаслась при том расстреле, заваленная трупами. Это страдание «доброго ребенка» от «злости взрослого» было опытом в семейной системе, из которого в системе не видели выхода и передавали своим детям.
Пришло время это исцелять.
Трансформационная часть
В трансформационной части мы работали с образом мышки, исцеляя её травму обесцененности и ненужности.

Лиза представила образ своей части, которая хотела и могла позаботиться о маленькой мышке. Представился образ Девушки-весны – природный любящий образ всегда говорит о наличии ресурса любви. Из образа девушки Лиза сказала, что мышку нужно обнять, покормить, не пугать больше, что она это с удовольствием сделает, потому что любить мышку - огромное счастье.
О потребности мышки Лиза сказала очень точно. Мышки не только обесцененные части, они еще постоянно голодные и напуганные, потому что едой с ними делиться никто не хочется. А Лиза захотела, с удовольствием покормила мышку.

- Мир прекрасен, - сказала Лиза из образа девушки-весны, - в нём есть люди и нет ничего дороже любви к близким. Если любовь наполняет тебя, ты стремишься к жизни и проживаешь все её стороны гораздо легче.

Прекрасные исцеляющие слова, не правда ли?

Мышка трансформировалась в образ ребёнка.

Я спросила: «Нужно ли ей теперь удерживать здесь образ этого мальчика?». Лиза отрицательно покачала головой.
В итоге Лиза рассоединилась с этим образом, отпустила его в большой вечный свет двигаться по своему пути и приняла ответственность за свой!
Через неделю я получила от Елизаветы сообщение, что панические атаки прошли:

Что этому способствовало?

Во-первых, Лиза увидела реальный источник своих страхов.

Во-вторых, она изменила взгляд на мир – в нем появилась любовь, которую Лиза когда-то глубоко вытеснила.

Но самое главное, на нашей встрече она распознала и осознала свои чувства, которые теперь имели возможность проявиться через сознание, а не через тело.