Я попросила Егора представить в виде спонтанного образа его боль, на что она больше всего похожа. Егор рассказал, что ему представился образ ежика, который колется в районе шеи, создавая прострелы.
- Интересно и очень точно, - сказала я, - а зачем он это делает? Спроси у него в воображении.
- Он хочет, чтобы я перестал нервничать из-за работы, - ухмыльнулся мужчина, - я не должен отворачиваться от монитора, и не должен переживать, что с головой ухожу в работу. Это нужно делать.
- Ух ты! Ты понимаешь про что это?
- Да, - снова ухмыльнулся Егор, - у меня сейчас сложный проект один. И я целыми днями сижу у монитора. Я даже в туалет запрещаю себе сходить иногда и чаю налить.
- У тебя какая-то ответственность большая? Что-то может произойти, если ты отвернешься от компьютера? Как у диспетчера в авиакомпании?
- Да в том то и дело, что нет. Дело не в том, что мне нельзя оторваться, а в том, что я себе это не позволяю. Сейчас хорошо это понял. Но не понял почему.
- А что произойдет, если ежа не будет, и ты оторвешься от монитора? Я поняла, что никто не пострадает. Но что страшного может случиться? Поищи этот ответ внутри.
- Я чувствую себя каким-то неправильным, не соответствующим тому, что от меня ждут, - сказал Егор.
- То есть симптом пытается сделать тебя правильным для кого-то. – Сказала я. - А как ты сейчас себя чувствуешь, когда не работаешь и тратишь время на общение со мной?
- Сейчас другое, - улыбнулся Егор, - сейчас я болею и лечу себя, с симптомом мне можно отдыхать и отвлекаться, но только с ним.
- Опасная установка, - улыбнулась уже я. – Давай попробуем с этим что-то сделать…
Смотрите, как через образ симптома для нас раскрываются его причины и смыслы.
Егор рассказал, как в детстве страдал от того, что родители много работали, как испытывал реально жесткий дефицит внимания, как не мог выпросить у папы возможность поиграть с ним. Отец говорил неизменное: «Взрослым не до игры, мне нельзя отвлекаться, у вас не будет денег». Это «нельзя отвлекаться» буквально вросло в Егора, он теперь тоже не может отвлечься ни на ребенка, ни на туалет, ни на чашку чая. Мы называем это интроект того, кто был источником травмы, он хорошо описан в книге Фредерика Перлза «Практикум по гештальт-терапии».
Важно понимать, что дело не в том, что у нас нет пары минут на отдых, отвлечение, игру с ребенком, туалет и пр. На все это найти время совсем не проблема. Речь идет об эмоциональном напряжении, из которого невозможно выйти. И человек пытается скинуть с себя это напряжение беспросветной работой: «Только в работе я могу заслужить признание, и меня полюбят» (например). Но, естественно, он не может скинуть это напряжение, это иллюзорный путь в никуда, потому что истинное решение сводится к принятию себя не извне, а изнутри.
В детстве Егор чувствовал себя отверженным ребенком. Чтобы как-то компенсировать свою травму, он стал поддерживать в себе то, что ценили родители, воспроизводил их модели жизни, старался заслужить то, чего был лишен – внимания, принятия, оцененности.
Очень большая ставка была сделана именно на работу, потому что он запомнил родителей как «вечно занятых» и повторял их ценности, не задумываясь, что в основе их занятости была та же травма отверженности и ненужности ребенка. И смотрите, что символически «предложил симптом»: боль не давала Егору отвернуться от монитора рабочего компьютера. «Нельзя отвлекаться на игру и отдых, учить, трудить, не создавай нам проблем», - как бы вторил симптом установкам родителей.