Опишу содержание и проработку внутреннего конфликта при диагностированном внутрипротоковом раке молочной железы.
Елена, 40 лет, протоковый рак, 3 степень, in situ (не инвазивный, но с множественными очагами). На консультацию обратилась, чтобы решить психологическую причину в основе симптома, предотвратить дальнейшее развитие симптоматики и повторение диагноза, а также легче восстановиться после операционного вмешательства.
Лена проходила через операционное вмешательство и курс лучевой терапии.
Сделаю небольшое отступление:
Меня периодически спрашивают: А можно проходить медицинское лечение параллельно с психологической консультацией? Не помешает ли это процессу? Нужно выбирать что-то одно?
Я никогда не протестую против медицинского решения проблемы. Одно другого (медицина – психология) никогда не отрицало и не отрицает. Если это происходит, то исключительно субъективно. У психологии – своя роль, у медицины своя. Психология разбирается с тем, что создало внутренний конфликт, на который среагировало тело изменением функций или тканей. Медицина помогает убрать последствия этой реакции.
Когда эти две вещи грамотно дополняют друг друга, я могу этому только радоваться – восстановление происходит быстрее и легче.
Я всецело за объединение усилий.
Во-первых, я не специалист в медицинской области и не могу давать рекомендации в области физической помощи телу.
Во-вторых, в состоянии тяжелого диагноза мы больше всего нуждаемся в поддержке, и медицина дает эту поддержку, в частности, своими вмешательствами. Для многих людей нет ничего более успокоительного, чем разговор с доктором, который знает, что с вами, и знает, что делать. Это, порой, дает сильнейший терапевтический эффект само по себе. Могу навскидку описать с десяток случаев снижения проявлений симптоматики после такого успокоения.
В-третьих, мы живем в 21 веке и можем пользоваться всеми достижениями современного мира, просто слепо этого делать не надо, мы же не экспериментальные образцы на испытании, надо четко и ясно получить разъяснения, что и для чего с вами будут делать, какие результаты ожидают, что может быть.
В случае Лены после операции и в процессе лучевой терапии полного успокоения не происходило даже после ясного понимания конфликта в основе и предпринятых шагов к его разрешению, страх последствий и повторного появления симптомов все равно оставался и даже усиливался. Поэтому потребовались встречи не только для того, чтобы понять возможную психогенную причину появления симптомов, проработать ее, но и для того, чтобы увидеть причину страха смерти и проработать его. И это принесло результаты.
1. Понимание конфликта и его разрешение
Понимание психологической причины, лежащей в основе симптома, позволяет как снять соответствующее напряжение с измененного органа, что ведет к его восстановлению, так и успокоить человека за счет понимания причинно-следственных связей.
Психологическая работа с Леной выявила, что в основе симптома были сильные переживания Лены в отношении ее дочери-подростка, которая стала отделяться от Лены в силу возраста, возникали разногласия и Лена не могла донести до дочери ее страхи и заботу, дочь это не принимала. В истории Лены был выкидыш - мальчик, чувства по поводу которого остались неотреагированными, тема в нейронных сетях не была закрыта и умерший ребенок спроецировался на живого:
«я не могу проявить свою любовь и заботу о тебе» (в отношении умершего ребенка)
«я теперь боюсь за тебя» (гиперопека в отношении живого).
Образ симптома отразил это в двух вариантах на разных стадиях разбора психологической причины.
Один раз симптом проявил себя как морской ёж, который просил:
«пожалуйста, отпусти меня, мне не нужно быть в твоей груди» (тогда возникли первые ассоциации сначала с дочерью, а потом понимание, что ее образ перекрыт частично образом умершего в утробе ребенка).
Второй раз – в виде вязкой тянущей ваты в груди, что уже привело к осознанию излишней гиперопеки дочери.
Лена осознала, что эти вытесненные переживания привели к тому, что в момент, когда ее живущая дочь в силу возраста стала активно отделяться от мамы, мозг дал команду увеличить (расширить) ее протоки, чтобы «донести любовь и заботу матери» до ребёнка.
Эти осознания уже сделали свое дело. Понимание психологической причины болезни, резко снизило уровень напряжения по поводу нее.
Далее психологическое решение лежало, конечно же, в области признания своего горя в отношении умершего ребенка. Лене пришлось осознать все чувства по этому поводу, отреагировать их, выразить ребенку любовь матери, забрать из образа ребёнка свои ожидания и разрешить себе отпустить умершего ребенка и любить живого спокойной любовью, не обремененной трагедией из прошлого.
2. Работа со страхом смерти
Работа с причиной симптома сильно поддержала Лену перед операцией и сразу после нее. Но потом, к окончанию курса лучевой терапии, Лена заметила, что страх стал давать о себе знать и даже усиливаться, появилось висящее чувство опасности и ощущение «вдруг не достаточно и я все же умру».
Лена снова пришла ко мне.
В основе страха в работе проявилась уже семейная травма (частая история при серьезных диагнозах), в которую Лена была втянута, еще когда была ребенком. Лене потребовалось найти решение для этой травмы в себе и выйти из нее.
Образ страха (черная лужица) привел Лену к воспоминаниям своей беспомощности, она рассказала, что никогда не могла разорвать даже гнетущие её, тяжелые отношения из-за «дикого страха одиночества». Образ ее «части, которая не могла разорвать отношения» оказалась 5-ти летней девочкой, которая жила с бабушкой и чувствовала к ней огромную жалость из-за душевных страданий в отношениях с мужем (дедом Лены). У него было психическое расстройство, но бабушка не разрывала отношения. Очевидно было, что Лена частично интроектировала внутрь страдающую бабушкину часть, ее «дикое чувство беспомощности и одиночества, необходимость за кого-то держаться», и с посыла мамы взяла ответственность за бабушкино благополучие, как это могут делать только дети. Лена жила с бабушкой, так как бабушка говорила маме, что «если не отдашь мне ребёнка, я наложу на себя руки». Вот на этом механизме страха за кого-то, жалости к кому-то происходит передача ответственности за счастье и жизнь взрослого и отдача туда своих жизненных ресурсов. В частности, Лена взяла на себя всю грязь отношений с дедом-психопатом, что в душе осталось грузом «я не могу сопротивляться надвигающейся угрозе».
Ключевыми решениями в этом процессе было:
- Вернуть деду всю грязь, которую Лена чувствовала в отношениях с ним, выпустить ее из тела:
«я больше не принимаю твою тьму и не буду носить в себе, это твое, я выпускаю из своего тела, только я решаю, что в него входит, а что нет»
- Вернуть бабушке ответственности за ее жизнь и счастье:
«бабушка, я возвращаю тебе ответственность за твою жизнь полностью, я не буду больше заботиться о твоей беспомощной части, у тебя есть свои ресурсы и сила, как у всех, и ты можешь сама позаботься о ней, исцелить ее травмы, дать ей любовь и сделать счастливой. А я наконец начну использовать свои ресурсы и силу на свою жизнь, свое здоровье, свое восстановление».
После этой работы образ страха сам трансформировался в образ жизненной энергии – веселого, живого ребенка:
- Лена, и давай теперь снова посмотрим на твой страх, ту «черную лужицу».
- Ой, а ее нет, там солнечный зайчик, Маш, он скачет, радуется.
- Ух ты! Круто! Спроси его, что он хочет.
- Он хочет ко мне.
- А ты хочешь этого?
- Да, конечно.
Лена просияла. Было видно, как ее тело реагирует на этот процесс.
Опыт беспомощности и зависимости в детстве не давал Лене активировать свои защитные и восстановительные ресурсы. А «солнечный зайчик» дал!
Это был эмоциональный прорыв - к светлому, позитивному состоянию - оно резко изменилось, появилась уверенность в том, что все хорошо, что болезнь в прошлом, что больше никаких воздействий (ни медицинских, ни психологических) не требуется.