Данная статья - дополнение к моему докладу на международном научно-практическом Конгрессе общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги на тему «Использование эмоционально-образной терапии в работе с симптомами болезней»
Для выступления на Конгрессе я выбрала этот симптом не случайно. Люди страдают от него годами, сидят на слабительных десятилетиями, не в силах сдвинуть ситуацию с мертвой точки. А после поворота в область психологии, ситуация меняется. Поэтому был смысл донести влияние психики на этот процесс.
Традиционно мы делим запоры на функциональные и органические.
У органических запоров непроходимость каловых масс вторична. Они так и называются в МКБ (международный классификатор болезней) - непроходимость. Что-то препятствует, есть первичные изменения – опухоль, завороток кишки, полип и пр. Это то, что в первую очередь пытаются обнаружить на колоноскопии при таких жалобах. Непроходимость в этой статье я не затрагиваю.
В этом материале мы остановимся только на функциональных запорах. Их патогенез не связан с органикой - нет опухоли, полипа, воспаления, отека, которые механически препятствуют дефекации. Он первичный, происходят изменения в работе мускулатуры кишечника.
Первичную подсказку о содержании внутреннего конфликта дает биологическая функция органа. Функция мускулатуры кишечника – обеспечить продвижение пищевого куска, выпустить ненужное или наоборот – временно удержать выведение, пока не появится удобный момент. Вы увидите, как эти функции отражаются в конфликтах, приводящих к изменению в работе мускулатуры кишечника.
Я для себя выделила 5 видов причин, которые могут привести к таким изменениям.
Какую бы причину мы не рассмотрели, главное слово будет:
ДЕРЖАТЬ
Запомните его. Это слово я ввела для удобства – легче запомнить и структурировать дальнейшую информацию.
Итак, 5 психогенных причин функционального запора. Давайте разбираться, что «я держу».
Первая причина«Я удерживаю внутри недовольство, раздражение, гнев» Причина удержания:
или
я не хочу навредить кому-то: расстроится, обидится, разозлиться мама, бабушка, папа и пр.
или
я не хочу навредить себе: папа не даст денег, мама будет «пилить» и пр.
Не раздражение вызывает запор, а тенденция удержать его внутри. Именно желание удержать внутри эти чувства будет вызывать функциональный запор.
В процессе психологической работы в рамках ЭОТ для этой причины, как правило, проявляется 3 вида образов:
- отражающие слабую часть личности, которая научилась когда-то адаптироваться путем сдерживания гнева (кляксы, лизуны, медузы и прочие типичные образы для слабых частей)
- отражающие объект удерживания - сам гнев (все огненные и раскаленные предметы)
- отражающие модель адаптации – само удерживание (механизм, который не хочет движения, например)
Пример 1Ко мне обращается молодая девушка Аня, 19 лет, у которой нарушены функции кишечника - спазмы, боли, газы и запоры наблюдались с 5 лет. Периодически Аня принимала ряд назначенных препаратов. Но полного восстановления не происходило.
В основе симптома был гнев на отца:
«Меня бесит мой отец, он заставлял маму страдать, не жил с нами, я помню ее слёзы, а меня сейчас заставляют его любить, так как это правильно, он мой отец. Ещё я должна его слушать, когда он лезет в мои дела. Мне приходится подавлять свое раздражение ради мамы».
Эти переживания сильно обострились, когда Аня приближалась к концу школы и папа стал настаивать на поступлении в определённый ВУЗ, вмешиваться в выбор дочери, требовать от неё реализации планов, которые ему казались правильными.
В этот же момент обострилась кишечная симптоматика!
На мой вопрос:
«Как думаешь, почему те же симптомы появились в 5 лет, что похожее ты или твоя мама могли проживать в то время?»Аня ответила:
«Я тогда тоже очень злилась на папу, ненавидела его за слёзы мамы, переживала за маму, которая боялась потерять отца навсегда и страдала из-за этого. Сейчас мама требует, чтобы я относилась к отцу спокойно, общалась с ним, слушала его. Я не хочу, чтобы он оставался частью нашей семьи, но мне приходится сдерживать свое раздражение».Образ отразил картину внутреннего раздражения: это была бурлящая лава внутри, защищающая маленькую, слабую девочку.
На вопрос:
«Перед чем эта девочка чувствует слабость?» Аня ответила:
«Перед отцом, он может навредить, лишить спокойствия, принести в семью слёзы».
Сочетание симптомов спазмов, болей в кишечнике и запора отражали попытку подавить сильное, драматичное раздражение на отца.
Для полного разрешения этого внутреннего конфликта помимо осознания существующих взаимосвязей эмоциональных переживаний и симптомов, потребовалось, прежде всего, принять свой гнев и право злиться на папу. А после этого увидеть, как много энергии есть в этом гневе и направить ее на укрепление себя, на поддержку той слабой маленькой девочки внутри, на конструктивную защищу своих границ.
Выдержка из процесса:- Аня, ты сказала, что эта бурлящая лава защищает слабую маленькую девочку от ее папы. Что она хочет сделать? - Она хочет накрыть его, сжечь, унести. Она очень злится. - А если бы она выразила всю эту злость словами, что бы она сказала? - Она бы сказала ему: исчезни навсегда. - Попробуй рассказать сейчас словами папе, почему лава хочет, чтобы он исчез. …Аня стала постепенно осознавать и рассказывать воображаемому образу папы, откуда в ней так много злости на него. Она разрешила себе, прежде всего, высказать все претензии отцу за то, что когда-то плакала мама, за то, что он вёл себя как капризный ребёнок, за то, что не был сильным мужем и отцом. Аня освобождала себя, свои нейронные сети от накопленных претензий, напряжений и обид.
В своём детстве маленькая Анечка научилась адаптироваться к обстановке в семье путём сдерживания гнева, чтобы ещё больше не расстроить маму. В тот момент, когда она высказывала претензии она признавала своё право злиться именно на родителей, на их ссоры и поведения, нарушающие покой ребёнка, училась не переносить эту злость на себя, не брать ответственность за отношения родителей и не блокировать движение души, направленное на защиту своего пространства и границ.
Она уверила образ маленькой девочки, что не будет больше заставлять ее подавлять свои чувства, что разрешает ей выражать свои чувства и будет ее в этом поддерживать. Конечно же, все эти новые разрешения Аня давала себе.
Дальше Аня разрешила бурлящей лаве трансформировать всю свою мощную силу из разрушительной в созидательную и направить эту силу на рост, развитие маленькой, слабой девочки. Аня сказала, что эта энергия стала разноцветной лошадкой, девочка каталась на ней и смеялась. Сама она почувствовала прилив энергии внутри, тело включилось в процесс, произошла распаковка подавляемой энергии чувств, которые до этого находились под контролем.
Помимо описанного в процессе работы было сделано ещё два важных шага, существенно повлиявших на процесс восстановления:
Первый. Возврат папе его ожиданий от дочери- Аня, ты можешь сказать папе: папа я пришла в этот мир не для того, чтобы реализовывать твои ожидания?- Он не согласен. - Как правило, если образ папы внутри тебя не согласен с тем, что ты будешь двигаться своим путём, то, скорее всего, ты сама запретила себе это словами папы. Здесь ведь реального папы нет. Подумай об этом. Зачем ты накладываешь на себя запрет? Может, это привычка быть для кого-то, нести ответственность за других, подчиняться? Если так, оцени, насколько она еще актуальна для тебя. Можешь прямо сейчас решить: ты будешь поддерживать эту привычку или примешь новое решение – выбирать свой путь, опираясь на желания, возможности и чувства. После паузы:
- Я хочу пройти своим путём. Я приняла решение. - Тогда попробуй ещё раз сказать: «Папа, я шла в этот мир не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям»- Надо же! Папа говорит: «Как скажешь». (Аня смеётся).
Эта была важная часть работы, так как после неё кардинально изменился образ, отражающий саму модель адаптации: туго затянутый в пеленки, без возможности двигаться ребёнок, вдруг освободился, стал свободно двигаться, то есть получил свободу.
Второй. Возврат внутрь женской части личности, от которой Аня отказалась в детствеВ общении с папой и наблюдаю за его ссорами с мамой, Аня неосознанно отказалась чувствовать любовь и тепло к мужчинам, что в жизни молодой девушки проявлялось как отсутствие отношений (
«у всех моих подруг уже были отношения, а меня от них тошнит»).
В процесс работы проявился образ теплого солнышка, который остался в старой квартире между папой и мамой. Аня признала его частью своей личности и разрешила вернуться внутрь нее.
На момент написания статьи работа кишечника полностью восстановилась, наблюдается устойчивый результат 8 месяцев.
Пример 2Светлана, 32 года, функциональный запор в течение 8 лет.
В данном случае в основе симптома проявилось бессилие, сформированное на фоне неспособности себя защищать, проявлять эту часть своей личности, отказ злиться и использовать энергию этой эмоции.
Главное переживание:
«Мне навязывают свои взгляды на мою жизнь, говорят куда идти, как, чем заниматься и где. Это не моя дорога, но я должна заткнуться, иначе я потеряю опеку своей семьи».Образ симптома сразу отразил это бессилие и слабость в виде медузы, которая блокирует любое движение в теле.
«Это ее задача, - сказала Светлана, - главная цель существования: ничему нельзя выйти наружу, иначе конец» (медуза, как правило, отражает безвольную, слабую части личности). На фоне этого бессилия возникла тенденция подчиниться и удерживать свое движение и свои желания внутри, не раздражая взрослых.
В процессе анализа Светлана рассказала, что всю жизнь живет по чужим правилам, исполняя чужую волю. Заметили, что прослеживается сходство с первым случаем – тоже отец и тоже навязывание его воли дочери (встречала это и в других случаях). Но здесь при подавлении гнева на первый план выходит не забота о других (жалость к маме), а забота о себе (страх потерять опору). На одной из встреч Света сказала: «Я не чувствую себя живой, я до сих пор не жила своей жизнью, но так проще – не надо не за что отвечать и трудиться». Ради этого происходило подавление и сдерживание своих потребностей и желаний.
Светлана рассказала, что она девушка из семьи, обладающей большим материальным достатком. Ее отец всегда настаивал на том, что ему виднее, чем будет заниматься его дочь. Он не настаивал на том, чтобы дочь работала, но резко выступал против видов деятельности, которые выбирала Светлана, а не он для нее. Главный аргумент - не позорь семью.
Света боялась идти наперекор требованиям отца, вынуждая себя подчиняться, чтобы не потерять его опеку и содержание. При этом продолжала страдать от необходимости заниматься «не своим делом».
Симптомы в кишечнике начались 8 лет назад, когда отец потребовал от Светланы бросить волонтерскую деятельность в доме инвалидов и отправиться в Испанию реализовывать один амбициозный семейный проект в области культуры. В итоге проект не был столь успешным, Светлана впала в уныние, появились дополнительные болезни. Запоры, так же как в первом случае, сопровождались симптомами раздражения в кишечнике - болями, газами.
Осознание взаимосвязей симптомов болезни со своими переживаниями, внешним, а потом уже внутренним запретом следовать за своими желаниями, чувствами, проходить свой путь – как всегда, было первым важным шагом. Он закладывал зачатки смелости принять новые решения и выйти из зависимости, проводящей к таким последствиям.
Другими важными шагами психологической помощи были следующие:
Укрепление части личности, которая научилась себя сдерживать и подавлять свои стремления и интересы, чтобы остаться в той комфортной зоне, в которой Света в детстве чувствовала себя безопасно. В первом примере укрепление слабой части было достигнуто за счет энергии гнева. В данном случае это укрепление произошло за счет открытия и принятия своей природы, своей большей силы, которая есть у каждого человека.
Выдержка из процесса:- Света, вы можете сейчас увидеть вашу собственную силу, которая пришла в этот мир вместе с вами, на которую вы можете опереться на этом этапе своего пути при принятии решений, куда идти и зачем и на которую вы сможет опираться в дальнейшем? Как она выглядит, где она – внутри, снаружи?Через какое-то время:
- Ой, да, я ее вижу, она сверкает. Почему-то отделена от меня… Нет, я как будто отделяюсь. Не пойму, знаю, что моя, но контакта нет.- Как она выглядит, на что похожа? - Она как сверкающий водопад… да, поток воды. Он удивлён, что я в стороне и питаюсь за счёт руки, которая держит меня сейчас за ногу. Образ мужской тяжелой руки ассоциировался с отцом и не пускал Светлану выйти из помещения наружу. Вы помните из первого случая - если что-то удерживает нас, это говорит только о том, что мы сами продолжаем это держать в своей жизни.
- Света, вы можете принять решение - за счёт чего хотите питаться дальше? - Да, конечно. Я хочу в этот фонтан. - Можете это сделать? - Да. - А что с рукой? - Она отпускает, пальцы разжимаются. - О, как здорово! Попробуйте еще раз ей сказать: я больше не буду тебя удерживать.- Даа, она улетела, у неё другие дела. В этом потоке так спокойно. И хочется осмотреться. Становится интересно. По аналогии с первым примером здесь так же потребовалось вернуть ожидания отцу, а также дать новое разрешение самой себе – быть собой, проявлять себя, следуя за своими ценностями, стремлениями, желаниями, открывающимися возможностями. И принять ответственность за эти проявления. Мы обсуждали, что Света теперь будет делать, как поддерживать в себе это новое состояние, она решила поговорить с отцом, объяснить, что она хочет и на что готова, чтобы реализовать свои цели.
Света была удивлена, что ее отец неожиданно проявил лояльность к ее решению продолжить психологическую деятельность в работе с детьми-инвалидами:
«Он не был против, представляете, сказал, что если бы видел изначально такое стремление психологии, и что это не каприз и не желание достать его, он бы поддержал...». Вот так мы порой путаем наше неверие в свои силы с чужими запретами, направленными на нас во взрослом возрасте.
Про разговор с отцом Света рассказала мне уже на последней встрече. На ней мы обсуждали важный вопрос, встречается часто, поэтому упомяну это здесь тоже:
Функция кишечника у Светы восстановилась очень быстро. Уже через две недели она написала, что на 90% все решено. И на последнюю встречу через некоторое время она пришла с этими 10% «нерешенной проблемы». Накануне врачи диагностировали ей непереносимость глютена.
Биологика смотрит на проблему глютена со своей, особой, точки зрения. Дело в том, что тканям кишечника, которые под действием биологического конфликта были изменены, нужно какое-то время на восстановление. В процессе восстановления в тонком кишечнике часто наблюдаются сбои в работе, кишечник функционально слабый, что-то может не перевариваться, в частности, глютен. Это временный процесс и очень важно не создать себе на этом фоне новый биологический конфликт, который способен зациклить эту симптоматику на самой себе, по типу «я не могу это переваривать и с этим справиться». Выходом из этого вторичного конфликта является понимание процесса, того, что это временные отклонения, которые восстановятся после завершения восстановительного процесса.
Пример 3Помню также случай коллеги. Женщина 47 лет, решила проработать запоры, которые периодически появляются, потом сами проходят, потом снова появляются.
В процессе исследования психогенной причины симптома в рамках ЭОТ проявился образ крепко запеленованного ребёнка, который лежит и не двигается. В разговоре с ним проявилось его желание притвориться недвижимым, мертвым, но не из-за страха, а из-за перегруженности ожиданиями других людей:
- Этот нависший большой объект ждёт, что я встану и сделаю это вместо него, а я не хочу…не буду!- А что ты хочешь, малыш?- Хочу лежать и получать любовь, поглаживания, покачивания. Я хочу балдеть!!! (последнее предложение повторяет несколько раз)При дальнейшем анализе образов коллега сказала:
«Я сразу поняла, кто этот нависший большой объект, который требовал от младенца все быстро и хорошо. Это я сама! И чтоб без отдыха. Я даже требовала от себя чтобы стул был регулярный, и впадала в бешенство, когда это не так»- А кто в тебе это требует? - спросила я.- О, да, ты права, - усмехнулась она, - это интонации моей мамы.…
Ключевым решением здесь была работа с интроектом, отказ требовать от внутреннего ребенка безупречности, открытие в себе образа внутреннего любящего родителя, поддержка этого младенца: «Я разрешаю тебе балдеть. Я буду тебя качать и любить. Ты пришел в этот мир не для того, чтобы заслуживать чью-то любовь, нужность и ценность…».
Следующим шагом был возврат маме ответственности за себя и ожиданий того, что ее дочь позаботиться о ней вместо нее самой.