Ко мне обращается девушка с жалобой на то, что на глазу появилось воспаление. «Это типичное воспаление, - говорит она, - уже не первый ячмень в моей жизни и я, к сожалению, знаю, что будет дальше».
Елена рассказала, что ячмень у неё был не раз – появлялись аналогичные болезненные ощущения, потом воспаление усиливалось, глаз опухал. Это продолжалось 7-10 дней, симптоматическое лечение, как правило, облегчение не приносило, на сроки восстановления не влияло.
Когда в этот раз появились первые симптомы, Лена решила исследовать их с психосоматической точки зрения, так как мы до этого уже работали с другими симптомами, подход оказался близок для Лены и у неё были хорошие результаты.
У меня оказалось свободное окошко, и мы сразу начали работать.
Для информации:
Ячмень, или гордеолум — острое гнойное воспаление волосяного мешочка ресницы или сальной железы, которая располагается около луковицы ресниц. Бывает наружный (по краям века) или внутренний (в толще века).
Длиться воспаление в среднем 1-2 недели.
Мы работали методом эмоционально-образной терапии. В рамках этого метода мы смотрим на симптом как на следствие вытесненного негативного эмоционального состояния, зафиксированного когда-то в бессознательном ребёнка и отражающего его нерешенную психологическую проблему (внутренний конфликт).
Запускается симптом во взрослом возрасте под действием триггера – что-то, что напоминает о травматичном опыте детства.
Подробнее о том, как работает эмоционально-образная терапия в области психосоматики, можете посмотреть в этом видео:
www.psichosomatika.ru/post/секрет-эмоционально-образной-терапии-почему-проходят-симптомы-болезни
Сначала я объяснила Лене, что с точки зрения Биологики (тоже психосоматический подход) её симптом преследует конкретную цель – защитить её от нападения. И действительно, сколько я не работала с симптомами ячменя, всегда так или иначе в качестве психологической причины на жизненной сцене появлялась «нападающая фигура» (орущая начальница, обесценивающий учитель, родитель, партнёр и пр.) и связанные с ней довольно сильные эмоции, корреллирующие с силой воспаления.
Лена рассказала, что именно это сейчас происходит у неё на работе с двух сторон: нагрузка на работе и напряжение в коллективе выросли, начальница постоянно на взводе, кричит, одна коллега тоже стала несдержанной в своих выражениях, кроме того, Лену несправедливо обвинили в ошибке, потом все выяснили, но извинений не принесли.
То, что Лена описывала, полностью попадало под аналогичные травмирующие случаи и переживания в основе таких симптомов у других людей.
Надо было только разобраться, на чем держаться эти переживания у Лены, и как изменить ее эмоциональное состояние.
Если вы читаете мои статьи, то, наверное, обратили внимание, что я в процессе исследования захожу ситуативно с разных сторон – иногда начиная с программирующего конфликта, иногда с запускающего. Для процесса исцеления это неважно.
Эмоционально-образная терапия – это терапия глубинная – она смотрит глубже, чем запускающая ситуация. В ней, как правило, проявляется именно программирующая история. Почему человек реагирует сейчас именно так? Почему в аналогичных ситуациях кто-то спокоен, а кто-то разваливается? Потому что, если бы не было внутри зафиксированного негативного внутреннего состояния, которое человек вытесняет и пытается от него избавиться всевозможными способами, в настоящем не было бы драматичной реакции, запускающей симптом болезни.
Сейчас на примере Лены я вам еще раз это покажу.
К вытесненному негативному состоянию в эмоционально-образной терапии нас проводят образы, являясь индикаторами того, что вытеснено. При этом они еще дают подсказки о контексте травматичного опыта и показывают, произошла ли трансформация. Вот такой инструмент помощи и самопомощи мы имеем в своих руках.
- Лена, ты очень точно описываешь запускающие переживания в основе этого симптома, - сказала я. - Но нам с тобой как всегда нужно пробраться глубже – в программирующую историю, то есть в то внутреннее глубокое эмоциональное состояние обесцененности, которое болезненно актуализируется под действием кричащей начальницы, несдержанной коллеги и беспочвенных обвинений. Нам нужно найти то состояние, которое на это отзывается, стремясь снова исчезнуть из внимания, в частности с помощью симптома.
- Да, я готова, - ответила Лена.
- Тогда как всегда представь в виде спонтанного образа, на что больше всего похож твой ячмень.
Лена – уже опытный человек, поэтому ответила без промедления:
- Это маленькая пулька. Она такая шустрая, мечется, летает туда-сюда, может улететь от любой опасности.
- А зачем она летает туда-сюда? Зачем она такая шустрая? Чего она этим пытается избежать?
Лена задумалась и через какое-то время ответила:
- Она хочется спрятаться от людей.
- А чем ей угрожают люди?
- Вот тем самым, - ответила Лена, - они могут наехать, обидеть, наорать.
- Посмотри на нее со стороны. Как ты сама на нее смотришь? Что чувствуешь, когда смотришь на эту пульку и знаешь ее страхи и желание убежать.
- Абсолютно равнодушно, - сказала Лена. – Я знаю, что только я могу ей помочь, но я говорю правду – я равнодушна.
- Молодец! – сказала я. – Нам здесь и нужна правда. Благодаря ей мы сейчас видим с тобой еще одну твою часть – равнодушие. Эта часть очевидно хочет быть выше этого?
- Да, - сказала Лена, - она такая надменно равнодушная. Это я, которая выглядит очень хорошо, и она правда выше этого.
- Равнодушие, надменность, показное величие – не являются врожденными природными чертами человека. Если они проявляются, для этого должна быть причина. Их природа – защитить, помочь справиться с чем-то крайне неприятным.
Вот смотри. В этом процессе у нас на сцене появляются следующие действующие лица: наезжающие люди, которые во внутреннем восприятии являются угрозой,
травмированная часть, которая боится этих людей,
защитная часть, которая пытается спрятаться и убежать от этой угрозы,
ещё одна защитная часть, но избравшая другую стратегию – стремление к величию и превосходству.
Ты сделала ставку на величие: если я выгляжу круто, произвожу впечатление крутой, они меня полюбят, и я буду чувствовать себя нужной и ценной. И вторую ставку на бегство: если есть риск, что они увидят, что я не крутая, а такая, какая есть, надо бежать. Цель обеих стратегий - избежать чувства обесцененности и ненужности.
Но давай сейчас будем честными с самими собой: разве тебе удалось убежать от этого состояния? Сколько ты не использовала обе стратегии, чувство ненужности остается внутри тебя – мы его видим прямо здесь сегодня. Причем оно в основе симптома. Значит, все эти ставки были ошибкой – ничего не изменилось.
Ребенок часто неосознанно прибегает к тем или иным стратегиям, чтобы удовлетворить фрустрированную потребность. В данном случае речь идет о потребности в признании ценности. Но эта ставка изначально провальная, так как решение вообще в другой стороне. Я хочу предложить тебе эксперимент - давай попробуем пойти другим путём, если старый не сработал.
Лена согласно кивнула.
Посмотри на пульку и скажи ей: Я вижу, как ты много лет убегаешь от людей, чтобы никто не заметил твоего несовершенства.
Но ты ошиблась, твоя ставка на то, что тебя признают другие люди не работает. Ты по-прежнему не чувствуешь своей ценности, сколько не бегай.
Поэтому тебе не нужно больше бегать, я не буду больше заставлять тебя нравиться другим. Вместо этого я признаю и принимаю тебя полностью и тебе для этого ничего не надо делать – я буду любить тебя любую.
Так как мы уже много раз обсудили и точно знали, что речь идет о фрустрированной потребности Лены в признании ее нужности и ценности, я предложила Лене принять это чувство, почувствовать его внутри себя и усилить его тем, что представить себя в ситуации, где она нужна и ценна для мира и всех-всех людей – почувствовать, как внутри зажигается и разгорается это ощущение.
И после этого я спросила, что она чувствует и что происходит с образом пульки?
Лена сказала:
- Вы знаете, когда я сказала пульке, что ее стратегия ошибочная и ты никогда не получишь у людей то, что ждешь от них, мне стало очень грустно, но почему-то настолько же спокойно. А когда я разрешила вместо поиска этой нужности и бегства от людей, принять ценность и нужность просто как данность, сначала появилось недоверие: «Так просто не может быть». Но я разрешила себе экспериментировать и действительно почувствовала эти состояния. Оно у меня внутри. Я как будто переключилась на другое состояние. Не понимаю как.
У Лены выступили слезы, голос немного дрожал. Шел процесс трансформации – такой простой и такой большой.
- Именно так это и происходит, – сказала я, - это и есть активная позиция (я источник того, что ощущаю) взамен зависимой (я следствие того, как со мной ведут себя другие люди). Молодец, что не заблокировала внутри себя этот процесс и решилась! Что при этом происходит с образом пульки?
- Она теряет границу, из нее выходят энергетические волны как молнии – они разного цвета.
- Ух ты! А что если ты поделишься с ней энергией тех новых ощущений, которые у тебя сейчас внутри? Представь, как ты берешь кусочек и передаешь ей эту ценность и нужность.
- Свет и разливы энергии расширяются. Теперь они как будто наполняют собой вселенную, связываясь с ней.
- Сильно, - сказала я. Ты понимаешь, что сейчас ты несешь ответственность за это внутреннее состояние. Тебе придется его укрепить в себе. Сначала, возможно, ощущать его принудительно, представляя как все-все любят и ценят тебя, включая этот источник любви внутри, а потом оно станет естественным. Эта ответственность у тебя в любом случае есть, она была и будет, а дальше твой выбор – надеяться, что эта ценность придет из вне или взращивать ее внутри, то есть дать себе самой.
- Да, - сказала Лена, - сейчас я это понимаю. Я это чувствую и понимаю, что это нужно укрепить. И еще у меня сейчас мысли о том, что я только что чуть не наломала дров и не ушла с работы. Сейчас понимаю, что это было очередное бегство от чувства неполноценности, которое я же сама в себе и поддерживала.
- Да, это сильные осознания, ты молодец.
Дальше мы проделали аналогичную работу с образом надменной и равнодушной части. Это напомню вторая компенсаторная стратегия, которую неосознанно проигрывала Лена в своей жизни, убегая от чувства неполноценности и ненужности. Подробности описывать не буду – оба процесса очень похожи. Цель – увидеть ошибочность этих стратегий: сколько их не применяй, результат так и остается нулевым. И дальше сделать результативный шаг – поделиться с этой частью искомым состоянием, осознав, что оно всегда было и есть внутри тебя.
Да-да – в этом тоже проявляется наше творческое начало – выбрать и сотворить свое состояние.
После этого я предложила Лене провести проверку: оценить, как ее новое состояние отразиться на переживаниях в отношении несдержанных слов в ее адрес или несправедливых обвинений:
- Лена, представь себя в тех неприятных ситуациях на работе, но уже с новыми ощущениями ценности и нужности внутри. Как ты сейчас относишься к ним?
- Вы знаете, очень спокойно – это их дело и их злоба – меня она не касается – ни в чувствах, ни в реальности. Это не моё вообще.
- Супер! Мне очень нравится, когда человек приходит к реальному положению дел! Чужая злоба ведь правда не твое дело. Только если не ложиться на твою травму. И я рада, что ты решила в этот раз не убегать. Посмотри на ситуацию, как на тренинг, который поможет тебе трансформировать что-то важное внутри. Он будет как зеркало отражать то, что требует внимания. Когда отражать будет нечего, ты удивишься, как это перестанет тебя трогать или просто исчезнет из твоей жизни.
Напоследок, я предложила Лене метафорически обратиться к тому отделу мозга, который создал её симптом и сказать ему:
«Спасибо за помощь, но больше не нужно меня защищать – я не буду нападать на себя и я не принимаю больше чужих нападений. Вместо этого я дарю себе другое состояние – естественной, не искаженной ценности – и буду его поддерживать, неся за него ответственность. Твоя помощь мне больше не нужна».
Лена произнесла и на этом мы расстались. Через день Лена написала, что симптом как рукой сняло на следующий день, по старому сценарию он не пошёл.
Очевидно, что нам действительно удалось найти корень проблемы, изменить состояние и в новом состоянии симптом стал не нужен.
Я очень благодарна Лене за то, что она согласилась поделиться своим процессом со словами «надеюсь, это поможет другим людям быстро справиться с аналогичной проблемой, которая для всегда была такой противной и такой нерешаемой». Этот случай мне показался очень интересным и ясным с точки зрения внутренних решений, приводящих к изменениям.