Хронические прыщи:
опыт исцеления
(живая психосоматическая практика) (М.Ракитина)

Хочу сегодня снова поделиться тем, как работает эмоционально-образная терапия в области психосоматики.
Эта статья опубликована на сайте Института эмоционально-образной терапии Н.Д. Линде.
И в VK на странице института: https://vk.com/wall-217814890_795

Ко мне приходит очень красивая молодая женщина, 28 лет, с запросом:
- Больше не могу это выносить. У меня прыщи с 14 лет, это ужас, я не могу с этим справиться.
- Что вы ждете от встречи со мной? – Спрашиваю.
- Хочу понять их природу, чтобы прыщи прошли. И хочу себя принять, потому что я ненавижу себя такую. Я понимаю, что это глупо, но я постоянно замазана «сантиметровым слоем» тонального крема.
Не осознавая пока этого, Марина уже озвучила психологическую причину своего симптома – прыщей, угревой сыпи, акне.
Я постоянно в работе использую теорию конверсии, задавая людям чудесный вопрос: Что вы чувствуете в связи с тем, что у вас есть этот симптом?
Дело в том, что эмоции к симптому коррелируют с тем, что его запустило. Они показывают наше страдание, которое удивительным образом смещается и проявляется через симптом. Это первым отметил еще Зигмунд Фрейд, сформулировав теорию конверсии.
Марина ещё до моего вопроса начала на него отвечать, рассказывая о том, как ненавидит себя такую, что замазывает себя такую, и что не принимает себя. Но я задала вопрос еще раз:
- Марина, что вы чувствуете, когда думаете о своих прыщах?
- Отвратительно чувствую. Я не идеальна! – Ответила мне потрясающе красивая женщина.
Вот она суть угрей и прыщей – раздражение и наезд на себя, смещенный на симптом и проявленный в нём. Это непринятие живёт в личности, а симптом про это просто рассказывает. Это важно понимать.
И вот я смотрю на эту действительно прекрасную молодую женщину и лишний раз убеждаюсь, насколько масштабно наше заблуждение по поводу самооценки.

Самооценка к слову «САМО» не имеет никакого отношения.
Самооценка – это чувства значимого взрослого, рядом с которым вы росли.
Мы оцениваем себя его эмоциями и часто травмами.
Оценку с приставкой «САМО» надо сформировать.
(в конце я напишу как).

На следующем шаге я попросила Марину представить свой симптом в виде спонтанного образа – это наш главный инструмент в эмоционально-образной работе. Через него бессознательное рассказывает о сути вытесненного переживания в основе симптома. Марине представился типичный для этого симптома образ круглого бугорка.

Аналитическая часть
Стали исследовать. Бугорок пытался избежать контакт с Мариной, просил его не трогать, убегал, прятался.
За этим образом проявился подростковый опыт Марины, в котором мама постоянно её ругала «за несовершенство и неидеальность»: толще, чем надо; глупее, чем надо; «у тебя много недостатков, с которыми ты должна постоянно бороться» (к слову – что Марина и делала, замазывая прыщи).

Оказывается, мама сама жила с удивительной установкой, которую она часто повторяла: «Только у идеального человека не бывает трудностей, потому что он заслужил все блага». Откуда внутри мамы появилась эта «глубокая философская мысль» Марина сказать не могла, но мама её повторяла и воспитывала дочь, испытывая постоянно отвращение к своим недостаткам и недостаткам дочери.
Запустился симптом в 14 лет, когда, по словам Марины, она стала засматриваться на мальчиков и одновременно увидела еще больше недостатков в себе.

- Мне казалось, что все мальчишки видят все мои недостатки. Это было ужасно.
Появились первые прыщи, отразив всю палитру несовершенства Марины.
- Меня тогда сорвало. Я стала постоянно себя улучшать. Во всём! Фигура. Одежда. Образование. Но прыщи!!! Они никуда не делись! – в отчаянии рассказывала Марина.

- Они, похоже, взяли на себя всю тяжесть вашей неидеальности, - улыбнулась я. – Образ прыща, как вы видите – это образ страдающей от понуканий и непринятия маленькой девочки. И мне жаль, Марин, но эта девочка до сих пор внутри вас так же страдает. Посмотрите: вы делаете с ней ровно то, что делала с вами ваша мама.

Марина кивнула.

- Хотите – попробуем это исправить? – Спросила я.

Марина снова кивнула.

- Тогда возьмите, прямо почувствуйте ответственность за её состояние и скажите, что «я готова тебе помочь».
Трансформационная часть
Картина для Марины сложилась очень ясная. Было ясно, с чем связан симптом, что его запустило, чем Марина это неосознанно поддерживала. И соответственно было ясно, какая детская потребность и какое внутреннее состояние нуждались в помощи.

Я предложила Марине посмотреть на этот бугорок как на часть, подвергавшуюся нападению, понуканиям, критики, и остановить это в себе.

Мы часто всю жизнь делаем с собой то, что с нами делали значимые взрослые в детстве. Таков механизм зеркального копирования моделей поведения и отношения. Мы делаем, пока не задумаемся, не осознаем всю глупость этого.

Марина протянула в воображении руку и погладила бугорок.

- Я не буду с тобой такой жестокой, - сказала она. – Я больше не буду тебя уничтожать, вместо этого я буду тебя любить и нежно заботиться о тебе.

Марина какое-то время сидела и смотрела с улыбкой на воображаемый образ. И вдруг она заулыбалась сильнее.

- Он стал чем-то невероятно приятным на ощупь, каким-то свежим что ли - сказала она. – Даже не знаю, с чем это сравнить, но это так приятно.

- Он отразил ваше отношение к себе, - прокомментировала я.

Действительно даже мне хотелось улыбаться, как будто открылся портал в мир радости!))
Через 3 недели Марина написала мне обратную связь:

«… я, во-первых, перестала скупать все банки косметические, стала нравиться себе и на этом фоне перестали появляться прыщи. Если и бывает, то редко - я не давлю, и оно быстро проходит… Перестала краситься, даже в отпуск взяла косметичку - накрасилась только на НГ, и то разницы особой не увидела»
Вот они, возможности нашей психики, которая берет ответственность за своё состояние.

Стоит только захотеть увидеть!

Ну и в конце, как обещала, пишу, что важно сделать, для того, чтобы сформировать именно САМО – оценку.

Самое первое. Вам нужно увидеть себя отдельно от мнения, эмоций, раздражения людей, рядом с которыми вы росли. Не отожествляться с их эмоциями, это их мир, их реальность и зачастую их травмы.

Второе. Откажитесь от ложных путей получения ценности. Не стремитесь к похвале и одобрению, не ставите оценок себе и другим. Вместо этого просто делайте свои дела, ставьте перед собой цели и идите к ним.

Третье. С этого момента делайте и говорите только то, за что вы себя будете ценить и уважать. Эти деяния в итоге сформируют внутри ощущение ценности.


Мария Ракитина, клинический психолог, преподаватель Базового курса ЭОТ, курсов "Работа с образом Внутреннего Ребенка и Внутреннего Родителя методами ЭОТ", "Эмоционально-образная терапия в работе с психосоматическими проблемами", действительный член ОППЛ