Проведение суррогатной сессии и представление о ней в философии ЭОТ
(пример работы с аллергией ребенка через маму )

Суррогатная сессия, согласно общему пониманию, подразумевает работу с образом члена семейной системы, будь то ребенок, родитель или супруг. Однако, довольно часто это понятие неправильно интерпретируется как работа с фантомным образом другого человека, попытка воздействовать на его волю и решения через проекцию его образа. Мы не поддерживаем такое понимание, так как оно напоминает эзотерические практики и бытовую магию, что не имеет никакого отношения к настоящей психологии.

Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) основана на глубоких духовных и философских принципах, одним из которых является представление о человеке как автономной системе, обладающей свободой воли. Важным аспектом этого подхода является понимание, что даже дети по своей природе автономны. Свобода воли подразумевает не только право выбора, но и персональную ответственность за собственные решения, действия или бездействие. Уважение к этому принципу является основополагающим в нашем подходе, что соответствует законам живых систем в системной психологии.

Каждый человек, будучи живой системой, стремится к целостности (закон гомеостаза) с одной стороны, и к росту и развитию с другой. Эти два вектора существуют одновременно. Семейная система не является исключением и также подчиняется закону живых систем. Изменения в одном ее элементе влияют на всю систему. Например, изменения в состоянии клиента, а не просто работа с образом другого человека, инициируют реакции в других членах этой структуры. Если, к примеру, клиент изменяет своё эмоциональное состояние, то вся семья начинает двигаться, стремясь адаптироваться к этим изменениям и вновь найти баланс.

Когда клиент представляет образ другого человека в процессе терапии, это не являет собой самого человека, а является личным восприятием клиента о нем.Ключевым в этой ситуации является именно слово "образ". Мы работаем не с самим человеком, а с тем, как клиент воспринимает его, с его чувствами и переживаниями, возникающими при идентификации с этим образом. Таким образом, терапия всегда направлена на внутренние переживания клиента, а не на взаимодействие с другим человеком через его образ.
Рассмотрим, к примеру, связь между матерью и ребенком. Ребенок очень чувствителен к состояниям матери. Если мама переживает развод или горюет по другой причине, ребенок может интерпретировать это как "Мне неважно, что я чувствую, главное — мама страдает" или "Может, я виноват в ее состоянии". Мы можем только догадываться о решениях, которые принимает ребенок, учитывая, что он уже стал автономной фигурой. Тем не менее, его реакция на состояние матери может проявляться соматически.

В этом контексте "суррогатная" сессия с клиентом заключается в том, чтобы работать с матерью ребенка, обращая ее внимание на то, как ее действия и эмоциональное состояние влияют на ребенка.

Можно идентфицироваться с образом ребенка, чтобы в связке «мать – ребенок» посмотреть на ситуацию с его стороны, чтобы лучше понять, как он воспринимает отношения с матерью (другими членами семьи) – что позволит осознать, с какими отношениями, чувствами, правилами, поддерживаемыми семейной системой, и которым следуют все ее представители до настоящего времени, - связан тот или иной симптом (психологический или соматический), проявленный у ребенка.

Получив эту информацию, мама может принять осознанные решения, изменить свое поведение и отношение к ребенку, что и приводит к желаемым результатам.
Пример работы с аллергией ребенка через маму
Обратилась за помощью молодая тридцатилетняя женщина, с проблемой поллиноза у ее пятилетнего сына.
Поллиноз – аллергическая реакция на пыльцу растений. Характеризуется острым аллергическим воспалением слизистых оболочек дыхательных путей, глаз и кожи. У сына поллиноз начался в 3 года и с тех пор каждую весну были обострения – слёзы, покраснения глаз, заложенность носа и боль в горле. В ходе первичной диагностики, было установлено, что ребенок получает в семье полное материальное обеспечение, заботу о жизни и безопасности. Но чувства любви от родителей почему-то мальчику не передаются. Как сказала мама «У нас в семье не принято чувствовать и выражать чувства, делиться ими». Также была отмечена тревога от обоих родителей за ребенка. Любые самостоятельные действия и проявления вызывали у родителей беспокойство. Бабушки и дедушки также не давали тепла и любви. Родители мальчика находятся в разводе.

В процессе первой терапевтической сессии маме было предложено, опираясь на собственное чувство тревоги за своего ребенка, представить образ ребенка с симптомами аллергии. Клиентке было предложено идентифицироваться с образом сына и попробовать ощутить симптомы его болезни: видеть мир глазами мальчика, почувствовать его ощущения. Она почувствовала песок в глазах, слизь в носу и шерсть в горле. Постепенно стало ясно, что эти образы символизируют подавленные эмоции, накопившиеся поколениями в данной семейной системе.
Так, песок в глазах означал внутренний запрет на проявление активности и свободы в выражении собственных желаний и потребностей, как следование предписаниям, полученным от бабушки.

Образ слизистой оболочки носовой полости отражал установку семьи избегать открытости и искренности в отношениях (спрятанные, невыраженные чувства). Шерсть в горле олицетворяла переживание репрессированного прадеда, вынужденного молчать ради собственного спасения. В семейной системе это выражалось в правиле: «безопасно тогда, когда ты молчишь о том, что с тобой происходит, когда ты молчишь, то тебя не заметят».

В итоге, сформированные в поколениях семейные установки («Мир опасен, лучше ничего не делать и не проявляться», «чувствовать и выражать чувства опасно»). Перечисленные установки были переданы клиентке через маму (бабушку ребенка) и сформировали родительские предписания «не чувствуй», «не будь собой», «не делай». Предписания были приняты в детстве, в надежде, что тогда она сможет получить от мамы любовь. В результате будучи ребенком, клиентка старалась не чувствовать, не проявлять свои чувства и себя, пыталась стать такой, как удобно родителям, и этот же паттерн передала своему сыну. В образе сына клиентки было обнаружено решение: «Получить внимание и заботу возможно только, когда болеешь. Чувства – это страшно, их нельзя проявлять». Таким образом, аллергия стала способом привлечь внимание родителей и способом проявить на соматическом уровне невыраженные чувства. По результатам этой сессии, проявление симптоматики у мальчика снизилось, но до конца еще не ушло.

Во второй сессии продолжили работу над переживаниями Клиентки - отозвался страх потерять ребенка, поэтому «нельзя привязываться к детям и выражать любовь к ним, за них можно только бояться!» (реальная утрата бабушкой Клиентки маленького сына). Страх потери стал основным мотивом ее поведения: вместо того, чтобы дарить ребёнку тепло и заботу, она бессознательно удерживала любовь, тепло, доброе внимание, боясь, что в случае утраты ребенка (фобия утраты), не сможет справиться с горем. Поэтому, следуя предписанию семейной системы «не сближайся», подкрепила это предписание собственным решением. Такое поведение в семье формировало детский опыт самой Клиентки и теперь передавалось к следующему поколению, ее сыну.
По мере терапевтической работы с Клиенткой, ее внутренние эмоциональные блоки постепенно ослаблялись. Через осознанное выражение чувств и принятие собственной уязвимости женщина смогла преодолеть страхи и позволить себе любить и заботиться о сыне искренне. В результате второй сессии мальчик перестал страдать от симптомов поллиноза.
Тот же принцип также актуален в случаях, когда клиент перерабатывает свои переживания по поводу других членов семьи. Например, если клиент осознает свои неосуществленные ожидания от партнера, он может перестать оказывать психологическое давление на него, обижаться и обвинять его в несбывшихся надеждах. Это изменение в собственном поведении может значительно улучшить динамику партнерских отношений.

В момент отчаяния люди часто начинают искать различные способы справиться со своими переживаниями, включая магические решения. Однако терапия предполагает работу с внутренними чувствами и переживаниями клиента по поводу текущей ситуации, а не с внешними проекциями. Задача заключается в поиске внутренних ресурсов для преодоления трудностей, нахождении выхода из состояния жертвы и возвращении опоры на себя.

Таким образом, суррогатные сессии в ЭОТ не представляют собой работу с фантомным образом другого человека, поскольку это нарушает его автономию и свободу воли. Терапевт не имеет права занимать место всемогущего вершителя судеб, представляя собой божество, что фундаментально противоречит этическим нормам и принципам психотерапии. Настоящая терапевтическая работа — это стремление к поддержанию и уважению автономности каждого человека, его уникальности и целостности, а не доминирование над ним.
Данная статья является Методическими рекомендациями по проведению суррогатных сессий в эмоционально-образной терапии.

Авторы: Прокопенкова Е. В. – преподаватель Института и супервизор ЭОТ
Смирнова Т. П. – руководитель учебного отдела Института ЭОТ Н. Линде

Благодарю моих коллег за предоставленный материал.

Информацию о том, какие образовательные программы предлагает институт эмоционально-образной терапии Н. Линде, вы найдете по этой ссылке