"Меня раздражает мой ребёнок" (живая практика)

Это статья будет не про симптом.
Она о нашем общечеловеческом и материнском.
У меня периодически спрашивают: «А можно к вам без симптома болезни?». Конечно, можно.
Психосоматолог – это обычный психолог. Он работает с внутренними конфликтами человека. К нему можно с симптомом, тогда он рассматривает его как индикатор внутреннего конфликта, а можно с обычной внутренней проблемой. Разницы нет.

Ко мне обратилась женщина (Ксения) с внутренней болью:
«Представляете, Мария, я тяжело переношу целые дни с дочкой дома. Казалось бы – она же моя дочь, а мне плохо, хочется сбежать. И когда я это понимаю, становится еще хуже».

Тема нелюбви к детям, раздражение на детей, нежелания иметь детей часто порицается обществом. Но при этом не менее часто она имеет место быть.
Ругай – не ругай себя, а душа чувствует раздражение и нежелание тратить свои ресурсы на ребёнка.

Давайте разбираться, что может быть в основе таких чувств.

Я попросила Ксению представить себя дома с дочерью, с которой она проводит целый день, и рассказать, что она чувствует и на что похожи её чувства.

- Плохо мне, - ответила Ксения - я чувствую печаль и бессилие. Оно похоже на серое туманное облако. Вот здесь – в груди. Оно хочет защитить меня, укрыть, но душит при этом.

Немного подумав, Ксюша добавила:
- Мама так делала. Буквально душила меня. Она боялась за меня и раздражалась. Мне было в этом очень некомфортно.

- То есть ты сейчас говоришь о состоянии твоего внутреннего ребёнка, который не очень комфортно себя чувствовал рядом со своей мамой и её чувствами?

- Да, – однозначно ответила Ксения, - удушливо и ядовито.

Я попросила Ксению идентифицироваться на время с образом её мамы и оттуда рассказать, что она чувствует, зачем так удушающе ведёт себя с ребёнком.
И Ксюша из образа мамы сказала:

- У меня отвращение ко всему вокруг, я мечтала о спокойном браке, где обо мне будут заботиться, но в нём не спокойно, никто не заботиться, я напряжена постоянно, рутина нескончаемая и ребёнок еще постоянно куда-то норовит влезть.

Выйдя из образа, Ксюша прокомментировала:

- Мама ничего мне не давала делать. Постоянно одергивала: «не лезь, не трогай, ты не сможешь, только создашь проблемы».

Так в наших историях бывает довольно часто. Дать ребенку осваивать мир – это подарок, который мы можем ему сделать. От мамы это может потребовать лишнего времени на уборку, на заботу о том, чтобы все прошло безопасно. Но на то он и подарок.
Если мама не хочет дарить, если она сама застряла в ожиданиях, что о ней кто-то позаботиться, её будет раздражать любое поползновение на ее время и внимание.

Я попросила Ксюшу представить, кто так некомфортно себя чувствует рядом с такой мамой. И ей представился образ синей капли в плотной оболочке - капсуле.
Так бессознательное представило нам в виде образа ощущение ограниченности (капсулы) внутреннего ребенка (капли).
Ребёнок спрятался в самоограничения, стараясь избежать атмосферы раздражения, царившей в доме.

- Этот удушливый туман орёт на меня, жуткие вопли от него слышу, - сказала Ксюша.

- Мамины? – спросила я.

- Мамины и бабушкины.

Ксюша сказала, что когда она баловалась и веселилась, её никогда не били, но очень часто просто истерично орали: не трогай, не делай, не прыгай.
По сути, это был призыв: «Не обременяй и не беспокой нас», «Не будь активным ребёнком» = закапсулируйся.

Смотрите, что получается исходя из увиденных образов и чувств.

Мы оказались в этих картинках и чувствах через переживания Ксюши в отношении своей дочери. И получается, что «мне плохо, когда я рядом со своей 2-летней дочерью» отражают чувства мамы, которой было плохо рядом со ней.

Вот оно действие интроекта. Ксения интроецировала мамину реакцию на маленькую дочь внутрь себя и неосознанно воспроизводила её чувства рядом со своей дочерью. Интроект это неосознанная психическая защита внутреннего ребёнка. Он воспроизводится неосознанно. Когда мы осознаем интроект, мы можем выбирать – вести себя так же, как интроецированный образ (в данном случае мама 40-летней давности) или выбрать своё.

Мы обсудили с Ксюшей, что мы не задумываемся, но на самом деле проявление заботы и любви к ребенку наполняет наши сердца светом и любовью. Это наша привилегия – любить ребёнка. С детьми рядом мы чувствуем себя такими же – мы ползаем под стол и смотрим мультики. Мы чувствуем объятия и смотрим в глубины мироздания через их глаза. Если не воспользоваться этой привилегией, заменив её на раздражение, мы безвозвратно это упускаем – шанс любить своего ребенка именно в это мгновение.
Но любовь к внешнему ребёнку начинается с любви к внутреннему. И это самая большая наша привилегия, которой нужно не забыть воспользоваться.

Я спросила Ксюшу:

- Ты хочешь дальше хранить внутри себя «мамины и бабушкины вопли» и раздражение?

- Конечно нет, - ответила Ксения.

- Тогда выпусти этот туман, отпусти его. И скажи капельке внутри капсулы: «я не буду на тебя орать как мама и бабушка и не буду ограничивать твою энергию этой капсулой.
Вместо этого я разрешаю тебе быть активной и проявляться – мне это нравится, даже если не нравилось маме и бабушке».

- Эта капля вышла за пределы капсулы и стала светом.

- Супер! – Сказала я. - Теперь ты видишь, что вытесняла.
Я бы предложила тебе обратиться к маме и бабушке со словами:
«Дорогие мои, я не буду вытеснять свою активность и свет, даже если вам это не понравится».

Ксения заулыбалась.

- Да, это очень интересно, - сказала она.

Через месяц, когда мы встретились по другому вопросу, Ксюша сказала:
«Начну с хорошего. Прошлая наша встреча сработала на все 100! У меня полностью прошло раздражение и теперь я чувствую очень хорошо, находясь с дочкой дома. Появилось даже ощущение смысла происходящего.
А еще представляешь, на следующей день после нашей работы она сама отказалась от груди».

До этого отучение от груди 2-летнего ребёнка было травматично. А теперь, видимо, ребёнок почувствовал, что ему хватит маминой любви и без этого ритуала.